Игры на развитие сенсорных способностей

«Опиши предмет» - С помощью этой игры ребенка можно научить навыкам зрительного обследования и анализа предметов, а также словесному описанию их формы. Для игры можно использовать различные предметы или игрушки. Возьмите какую-нибудь игрушку и продемонстрируйте ребенку, как ее нужно обследовать. Сначала дайте ей общую характеристику — что это за игрушка (например, это машинка), как с ней играют, какой она имеет контур и т.п. Затем обратите внимание на ее части и мелкие детали с точки зрения формы (круглые колеса, трапециевидное лобовое стекло, прямоугольная крыша, круглые фары, пятиугольные двери и т.д.). После этого выберите другой предмет и предложите ребенку сделать то же самое. Выигрывает в игре тот, кто правильно указывает большее количество деталей.

В результате игры ребенок должен овладеть следующей последовательностью обследования предмета: 1) выделять общую форму предмета, его контур; 2) выявлять основные части предмета и называть их свойства (круглые колеса, прямоугольная крыша и т.д.); 3) определять пространственное расположение основных частей; 4) указывать пространственное взаимоотношение более мелких частей.

Если ребенок затрудняется в описании предмета, то вы можете помочь ему наводящими вопросами, сами выделите какую-нибудь деталь и попросите назвать ее форму и т.д.

 

«Зверята строятся» - в игре совершенствуется умение ребенка различать и упорядочивать предметы по величине. Подготовьте 10 цветных картонных полосок одинаковой ширины, которые отличаются по длине на 1 см (от 1 до 10 см). Разложите перед ребенком на столе полоски вертикально (т.е. так, чтобы «ширина» была по горизонтали, а «длина» — по вертикали) и расскажите малышу про них сказку: «Жили-были в лесу зверята. Все они были разные: и маленькие, и большие. Однажды лев, царь зверей, решил собрать всех жителей леса и определить, кто какой высоты: кто самый высокий, а кто самый низкий. Собрались звери около льва и стали строиться в ряд от самого низкого к самому высокому. Толкались, пыхтели, а построиться так и не смогли. Помоги им справиться с этой задачей».

Посоветуйте ребенку выбрать сначала самую маленькую полоску, затем — самую маленькую из оставшихся и т.д. При затруднении предложите ребенку померить полоски. Когда все звери будут построены в ряд, спросите малыша, кто, по его мнению, из животных может попасть в этот ряд, пусть назовет зверей маленьких, средних и больших по росту (по высоте).

Ту же самую игру можно провести, выясняя, например, кто самый широкий (или толстый) независимо от роста. В этом случае нужно повернуть полоски на 90 градусов, чтобы они отличались друг от друга по ширине.

"Разложи кубики по цветам" - тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 - 2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

"Угадай, чья рука" - игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки наощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.